Члены Приморской профессиональной ассоциации психологов в 2018 году активно работают с пенсионерами.

В рамках проведенной в феврале городской Школы активного творческого долголетия (организатор- В.Н. Клева), были проведены лекции, практические занятия и мастер-классы.
Члены Приморской профессиональной ассоциации психологов, а также художник Е.А. Боровик проводили цикл занятий по арт-терапии и терапии художественным самовыражением с пенсионерами, а также, В.С. Чернявская  провела лекцию  о природе творческой активности и важности сохранения творческих ресурсов в возрасте поздней взрослости (после 60 лет). Пенсионеры города Владивостока с удовольствием слушали, рисовали, играли в творческие игры. В мероприятиях участвовали более 50 человек.

Результаты арт-терапевтических и занятий по изобразительному искусству с группами пенсионеров показали весьма оптимистические результаты: повысился уровень оптимизма, улучшились коммуникативные навыки участников группы.

В чем причина такого эффекта?

Д.п.н., профессор В.С. Чернявская: Приведу некоторые рассуждения, объясняющие эти результаты.

В течение длительного времени изучая психологию образования в области дизайна, мне удалось несколько приблизиться к истокам преобразовательной активности дизайнера, как человека, который стремится к преобразовательной активности, его ценностей и личностных качеств. Оказалось, что люди, которые реализуются в области художественного творчества имеют более высокий уровень жизнестойкости, имеют более позитивный взгляд на жизнь. Самореализация в области художественного творчества доступна многим людям.

Каковы причины стремления человека к художественному творчеству? Каковы ресурсы художественного творчества?

По определению- творчество рассматривается как создание того, чего еще не было. Поэтому к творческому продукту и процессу творения невозможно применить критерии, сложившиеся до него.  Исследователи творчества Я.А. Пономарёв, Г.С. Батищев и другие разводят творчество и деятельность, как принципиально разные виды активности, первый из них имеет преобразующую направленность, а второй- адаптивную, соответствующую поставленной цели. Постановка цели и следование ей в существенной мере делает продукт творчества предсказуемым, а, следовательно, для личности автора могут быть заранее известны собственные и «внешние»- экспертные требования к результату, что может снизить психологические эффекты процесса творчества.

Психолог искусства Рудольф Арнхейм в противовес фрейдистскому толкованию истоков художественного творчества, считает, что человек использует художественную фантазию для того, чтобы заново утвердить истину в стремлении утвердить свой опыт. Кризисы жизни человека, по его мнению, связаны с «механизацией» жизни, «техницизмом», утратой вечных гуманистических ценностей, универсальных, общечеловеческих идеалов, что требует самореализации в воплощении собственного уникального опыта в творчестве.

Таким образом, к причинам увлечения художественным творчеством можно отнести стремление человека к утверждению своего жизненного опыта, что весьма важно для людей, чей возраст относится к возрасту поздней взрослости, когда новые реалии в представлении человека старшего поколения как бы перечеркивают его жизненные позиции, которые «устаревают».

Стремление к творчеству возникает в результате преобладания в обществе «нечеловеческого», «механистического», накопительского потенциала, который человек труда игнорирует, как таковой, пока он вовлечен в трудовую деятельность. Выход на пенсию, как некая остановка, позволяет либо бессознательно пожелать и реализоваться в другой- более (специфически) человеческой, продуктивной жизнедеятельности, либо отрефлексировать эту ситуацию и сознательно выбрать стратегию свободы от предопределенной и внешне заданной адаптивной деятельности и для творческой активности.