Проект ППАП «Опьяненные свободой»: итоги

Проект под названием «Опьяненные свободой», предложенный заведующей кафедрой Чернявской Валентиной Станиславовной, которая также является председателем правления Региональной общественной организации «Приморская профессиональная ассоциация психологов», и сотрудниками кафедры философии и юридической психологии поддержан во втором конкурсе 2019 г. на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Проект представляет собой серию семинаров-тренингов для первокурсников, целью которых является повышение показателей адаптации к образованию в вузе студентов разных направлений подготовки и снижения у них экзаменационной тревожности. Площадками для проведения семинаров, помимо ВГУЭС, станут еще два вуза г. Владивостока.

Актуальность реализации мероприятий в рамках данного проекта обусловлена ежегодным высоким показателем отчисленных на первом курсе студентов, что связано со сложностями в адаптации, повышенной экзаменационной тревожностью и резким уменьшением родительского контроля в условиях отъезда студента к месту учёбы. Мероприятия как раз и будут направлены на своевременную профилактику дезадаптации у студентов-первокурсников. Особенностью данного проекта является то, что к его реализации привлекаются студенты 4 курса, которые будут выступать в роли фасилитаторов и самостоятельно осуществлять просветительскую деятельность в области практической психологии, а также осуществлять психологическую поддержку, профилактику социальной и учебной дезадаптации и снижать экзаменационную тревожность у первокурсников. На первых этапах обучать этих студентов будут преподаватели-наставники, психологи и сотрудники кафедры философии и юридической психологии. Возможным продолжением проекта может стать открытие психологического центра для студентов. Длительность реализации проекта с учетом показателей его результативности составит 4 месяца.

Первая группа  студентов-психологов фасилитаторов приступила к методической тренинговой подготовке. 21 декабря Валентина Станиславовна Чернявская проводила тренинг со студентами и магистрантами, которые  в январе 2020 года приступят к реализации тренинга с первокурсниками ВГУЭС и МГУ им. Г.И. Невельского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фокус группа, которую вела Варвара Романовна Малахова 16 декабря. Анализ результатов представлен в файле.

Результаты проведения Фокус группы

Чувства (Переживания) Первый месяц обучения На текущий момент обучения
4 балла 5 баллов 4 балла 5 баллов
Вина 4 3 2
Гнев 1 2 4 1
Грусть 4 4 3 3
Интерес 11 9 8 10
Радость 8 10 11 2
Нежность 5 2 3 3
Отвращение 2 1 1
Раскаяние 1
Страх 4 3 4 2
Тревога 3 4 8 6
Восторг 8 11 10 1

Выборка – студенты первокурсники, 33 человека.

Таблица – Частота встречаемости чувств (переживаний) с 4 и 5 баллами

Перечень ситуаций, количество студентов, указавших на ситуации. Время обучения в вузе.

Ситуации и чувства в них 1 й Мес. Половина учебного года
Вина за неуспех перед преподавателем 1
Страх сдаться, не справиться 4 6
Тревога/ страх за количество экзаменов, сессию в целом 5 9
Интерес к новым навыкам и знаниям, к обучению 11 14
Грусть по дому (тоска) 7 5
Тревога: как обеспечить свою самостоятельную жизнь 1
Радость от общения с одногруппниками 2 2
Страх от публичных выступлений 1 1
Восторг от успеха 1
Вина из-за прогулов 1 4
Вина из-за того, что не прошел на бюджет 1 1
Вина во всех ситуациях 1 1
Не нравится 1 2
Гнев на преподавателей, которые препятствуют получению зачетов 1
Тревога всегда 1 1
Гнев за неуспех, провал, долги 1 4
Грусть из-за ушедшего детства 1 1
Интерес к участию в научной деятельности, студенческой жизни и другая доп. деятельность 3 3
Страх за качество знаний 1
Тревога за правильность выбора университета 2 1
Тревога за будущее трудоустройство 1
Страх перед неизвестностью 1
Страх перед установлением новых контактов, вхождение в коллектив 1 1
Страх перед неизвестным городом 1

Важно отметить, что данная выборка – это, те студенты, которые остались учиться и находятся в меньшей зоне риска отчисления. Чувства интереса, радости, восторга имеют высокие баллы. Но явку неуспевающих студентов обеспечить крайне сложно.

Поэтому спектр эмоций у студентов, находящихся в зоне риска отчисления, может сопровождаться не эмоциями радости и интереса, а негативными эмоциональными состояниями, число которых возрастает в несколько раз. Так, например, редко встречаемое отвращение в данной выборке, может преобладать у студентов, уже принявших решение об отчислении.